AVALON
http://i39.servimg.com/u/f39/18/19/33/55/333dd10.gif




E L I T E . O C C U L T . C L U B
 
ФорумФорум  о сайтео сайте  ЧаВоЧаВо  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

Заканчивается набор учеников в Профессиональную Школу Рунической Магии Dante. Заявки принимаются ежедневно в личку администратору Dante, а так же на почту club.avalon.com@gmail.com или в теме обучения рунической магии по ссылке http://www.club-avalon.com/t1193-topic

<>< X ><>
<>< X ><>
<>< X ><>
Самые активные темы
АКЦИЯ. Ответ на интересующий вопрос (продолжение).
1. Тема для набора " 20 сообщений "
Акция-возвращение отнятого.
Знак для усиленной чистки по фотографии. (1)
ЮМОР
Наши сны после нанесения знаков
Знак для усиленной чистки по фотографии.(2)
Знак для усиленной чистки по фотографии.(продолжение 2)
Иглы очищения.
ФЛУДИЛКА общение о разном
Самые активные пользователи
Dante
 
Легенда
 
Котейка
 
Амура
 
Gerda
 
Laguruz
 
Одри Тут
 
Марина
 
Taura
 
LSova
 
Фоновая музыка сайта
><>><><<><
Загрузка картинок и другие сервисы Servimg JPG-Net фоторедактор Музыка Транслит

Поделиться | .
 

 Время пути.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Дагаз

avatar


Женщина Страна : россия
Магия : таро руны веретничество
Сообщения : 1307
Репутация : 174

СообщениеТема: Время пути.   Вс Июн 26, 2016 3:21 pm

Целый ряд примет, определявших время выхода в путь, связан со временем суток. В суточном цикле дороге предпочтительно отводилось "мужское" время, когда солнце на подъеме (после полуночи и до заката), в то время как остальные часы считались опасными. Заметим, что время полуночи определялось по-разному: одни называли самой "глухой полуночью" час между 11 - 12, другие - между 12 и часом ночи.
Обычно в дорогу отправлялись с утра или в первой половине дня, когда солнце еще на подъеме. Старались выйти пораньше – деревенские автобусы и сейчас еще часто уходят в первый (а нередко и единственный) рейс до райцентра в четыре-пять утра. Традиция предписывает отправляться в дорогу затемно, но только после полуночи, либо после пения петухов: "Говорят, в двенадцатом часу из дома выходить опасно, – поясняет мне жительница с.Шиднема на Пинеге. – Мои отправились как-то, я говорю: пусть пройдё (полночь. – Т.Щ.), хоть в первом (часу) поезжайте – никогда серёдка ночи нельзя идти в дорогу". При этом объяснить причину точно не может, ограничиваясь предположением: "Зверя ли, чего опасаются…"
Другие объясняют запрет трогаться в полночь опасностью нечистой силы, особенно активной в это время: "У него (лешего) время такое существует: с двенадцати до часу. Пока петухи не поют. Может собакой показаться, может медведем. Может птицей", – говорит пинежский старик, известный местный знахарь, а по некоторым предположениям, и колдун. – Я вот видел его, черта: стоит на тропе – потом в землю ушел"
Еще один случай мы записали на р.Ваге: "В этом логу, там, за рекой, водило. На Рождество – раньше ведь часов не было, только жили по петухам – петух пропел, мать и говорит: пора идти к заутрени. Мы с сестрой пошли, а нигде не выйти, стена белая и все. Ни в какую сторону податься нельзя. Потом увидели огонек, только шага два шагнули – и дорога. И никакой стены нет. Это нас за то и покарало, что мы, видно, в саму полночь вышли. Это самая глухая полночь, может с этого привидеться. А потом домой пошли – все вытоптано на одном месте. А то – все стена казалась: там пойдешь – стена, и там пойдешь – стена"
Заметим некоторый разнобой в народном определении понятия "полночь": по одним сведениям, до 12 ночи, по другим от 12 до часу – пения первых петухов. Разнятся и объяснения источника опасности. Но все они обосновывают одну поведенческую норму: выходить в путь, когда солнце пошло на подъем, и время меняет статус, становясь не ночным уже, а утренним.

По поверьям, записанным в Усть-Цилемском р-не (Коми респ.), время между 11 и 12 ночи называется "пухлый час", в этот час появляется и давит людей шишко, недобрые люди могут навести "всякую худобу" (порчу), страшно сбывается нечаянно сказанное злое слово. Вообще говорят, что таких часа в сутках бывает три, не уточняя, когда. В Карелии эти часы называются накрянуты(е) или проклянутые, неурочные: в полночь, полдень и на зорях (шесть утра и шесть вечера). В эти часы опасно отправляться в дорогу, в крайнем случае, уход нужно обставить множеством охранительных обрядов (выходить благословясь и т.д.).

Как правило, в путь советовали выходить в первой половине дня, до того, как солнце станет спускаться к закату. Если вы окажетесь в другой деревне после обеда, в предвечерние часы (когда женщины ждут возвращения с выгона стада и вечерней дойки), то вам предлагают остаться на ночлег: "Куда ты пойдешь на ночь глядя?.. Ночуй, а с утра и пойдешь", – не раз приходилось слышать нам в наших экспедиционных поездках. С приближением темноты путник ищет ночлег. Охотник возвращается в лесную избушку или сооружает шалаш, костер-нодью. Турист разбивает палатку. Шофера-дальнобойщики съезжаются на ночные стоянки возле будок-постов дорожной инспекции. Странник заходит в деревню и стучится под окнами. Но найти ночлег надо до наступления темноты: ночью уже не откроют дверь, не впустят чужого. Существуют поверья, что ночной стук в окно – плохая примета, это ходят неуспокоенные души умерших, и если открыть им, даже просто откликнуться, – скоро умрешь. Поверья забываются, но сама норма действует, о чем свидетельствует и опыт нынешних путников. Антон Кротов в своей книге, посвященной автостопу, описывает, как искал однажды ночлег в попутном селении: "Возвращаясь с Соловецких островов, двигаясь по трассе Архангельск – Москва, мы… оказались к 20 часам у деревни Почтовое… было еще светло. Мы ходили по всем домам и просились переночевать. В одном из домов (примерно 15-м по счету) нас пустили и приняли чрезвычайно хорошо, обкормили, уложили спать, предлагали остаться у них… а потом все же отпустили по нашим просьбам, надавав в дорогу хлеб, консервы и прочее". При этом автор подчеркивает, что "этот метод нужно использовать еще в светлое время суток (человек, будящий всех жителей деревни в три часа ночи, возбуждает негативные эмоции, а вовсе не желание пустить доспать)" (Кротов 1997, с.58). Чаще, однако, автостопщики останавливаются в крупных городах на вписке (т.е. квартире кого-либо из той же среды, редко лично знакомого, обычно – по рекомендации друзей). При этом тоже "искать ночлег лучше начинать днем, и договориться заранее о времени прибытия, а приходить ночевать – в 21-22 часа, чтобы не обременять раньше времени народ своим присутствием, но никого и не разбудить" (Кротов 1997, с.53). Как видим, нонконформистская молодежь воспроизводит здесь вполне традиционные модели поведения.

В наши дни обыкновение выходить в путь с утра сохраняется, особенно если речь идет о пеших, автобусных путешествиях или недолгих авиаперелетах. Пораньше стараются выехать сельские жители в районный центр или научные сотрудники – в экспедицию. Я думаю, что здесь имеет значение фактор неопределенности: отъезжающие стремятся оставить резерв времени – возможность маневра (сменить маршрут, поискать иной вид транспорта, найти ночлег) на случай непредвиденных обстоятельств. В то же время по железной дороге многие любят уезжать в ночь – если есть ночной поезд (рассчитывая утром быть на месте) или подгадывая так, чтобы находиться в пути две ночи и день, три ночи и два дня и т.д., – т.е. чтобы по возможности большая часть пути прошла ночью. В этом случае вагон поезда воспринимается как "ночлег" – суррогат дома, – а утро приезда как начало дальнейшего пути (в поезда часто надо ехать еще автобусом, на который стремятся успеть, а потому выбирают по возможности раннее прибытие).
Украинские чумаки выезжали со своим обозом за солью с вечера. Однако это был еще не окончательный уход: отъехав от деревни версты три, а то и менее (деревня еще не совсем скрывалась из виду), обоз останавливался в степи на ночлег. Это на тот случай, если кто-то забыл что-то необходимое в пути – тогда он мог еще сбегать домой. В пути же трогались рано утром, с пением петуха, которого специально для этой цели брали с собою и привязывали к переднему возу (Данилевский 1956, с.423).
На выбор времени отъезда оказывали влияние и погодные условия. До сих пор известна примета, что лучше уезжать в дождь: это хорошая примета ("природа плачет - значит, уезжает хороший человек"). Приезжать же на место хорошо в солнечный день. С другой стороны, отправляться в путь в непогоду: сильный дождь, ветер, снежный буран - не советуют, по вполне понятным соображениям безопасности. Пинежские женщины, увидев в бурю тройку на лесной дороге, принимают ее за нечистую силу: "Кто может ехать в этакую погоду?!" У белорусов солнечное утро перед выездом толкуется как хорошая примета. Еще накануне наблюдают закат: если солнце играет, переливаясь лучистым сиянием, - это к хорошей дороге:

"Вечером солнце играло, добрую дорогу предвещало. Сегодня заря занялась, ключи берет, дверь отмыкает, полог подымает, солнце выпускает, добрую дорогу предвещает. Да будет так!"

_________________
 Отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни. Цирк должен гастролировать.  Ф.Раневская
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Время пути.

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
AVALON :: 
ОБЩЕНИЕ
 :: ФЛУДИЛКА :: РАЗНОЕ
-